Гостевая книга Форумы Региональные методические чтения — 2017 Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

В этой теме 2 ответа, 3 участника, последнее обновление  GabuninaNW 2 года/лет, 11 мес. назад.

  • Автор
    Сообщения
  • #22

    admin
    Хранитель
  • #331

    Ingik
    Участник

    «Индивидуализация педагогического процесса в коррекционной работе
    учителя-дефектолога с детьми с ЗПР»

    И. Н. Скрынникова учитель-дефектолог МБДОУ д/с №40
    Н. А. Шевченко учитель-дефектолог МБДОУ д/с №40
    В современной педагогике до настоящего времени остаётся актуальной проблема создания программы коррекционного обучения и воспитания для детей с ЗПР, а также разработки и проведения дифференциальной диагностики развития ребёнка в условиях дошкольного учреждения.
    Приоритетным направлением в работе коллектива нашего ДОУ является: осуществление квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников, подготовка их к школьному обучению и социальной адаптации в обществе.
    Работая в этом направлении, мы, учителя-дефектологи создали примерную программу сопровождения ребёнка с ЗПР в условиях коррекционных групп дошкольного учреждения, исходя из многолетнего практического опыта работы с детьми данной категории, а также изменений в области образования и достижений коррекционной педагогики и психологии.
    Направленность программы позволяет, опираясь на диагноз и возможности детей, реализовать индивидуально-ориентированный подход к ним, начиная с проведения диагностического обследования и включая разработку способов проведения образовательного маршрута для ребёнка.
    Ведущим специалистом, организующим коррекционно-развивающее сопровождение детей, является учитель-дефектолог. Его основная функция — всестороннее изучение особенностей каждого ребёнка и проведение коррекционно-развивающей работы в образовательном процессе.
    Программа сопровождения предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет), имеющих диагноз «ЗПР» и сопутствующие ему диагнозы (заболевания) и реализуется в течение 1 года.
    Цель программы:
    Создание организационно-педагогических условий образовательного процесса для осуществления коррекционно-развивающего сопровождения детей в соответствии с их особыми возможностями и потребностями.
    Задачи программы:
    Проводить глубокое и всестороннее изучение особенностей развития каждого ребёнка.
    Подготовить детей к школьному обучению и социальной адаптации в обществе, осуществляя развитие и коррекцию:
    — психических процессов;
    — познавательных способностей и интересов детей;
    — коммуникативных функций и творческой активности детей;
    — личностной мотивации в различных видах деятельности;
    — эмоционально-волевых качеств, основ социального поведения;
    — добиваться полноценного развития каждого ребенка при тесном взаимодействии д/с и семьи.
    Программа представлена тремя разделами:
    • «Диагностическое обследование»
    • «Образовательная деятельность»
    • «Работа с родителями»

    I Раздел: «Диагностическое обследование»
    Проводится учителем-дефектологом три раза в год:
    Сентябрь (первичное обследование)
    Цель: выявить у каждого ребенка «сильные» и «слабые» стороны психики ребенка, а также определить зону его ближайшего развития.
    Январь (обследование динамики развития ребёнка)
    Цель: выявить особенности динамики развития каждого ребенка в специально организованных условиях.
    Май (итоговое обследование)
    Цель: определить характер динамики, оценить результативность работы, а также обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого воспитанника.
    Обследование проводится в течение двух недель, с каждым ребенком, продолжительностью 15-20 минут. Для проведения диагностического обследования разработана карта «Диагностика развития ребенка с ЗПР 6-7 лет», которая включает 4 раздела:
    — «Состояние общей и мелкой моторики»
    — «Психические процессы»
    — «Познавательное развитие»
    — «Речевое развитие»
    II Раздел. Образовательная деятельность
    На основе результатов диагностического обследования учитель-дефектолог проводит образовательную деятельность с детьми в формах индивидуальной и фронтальной (подгрупповой) работы, включающей следующие образовательные области: «Познавательное развитие» и «Речевое развитие» (ФГОС).
    В этом разделе представлено тематическое планирование с распределением программных задач (по кварталам, на год) и форма индивидуального плана коррекционной работы с ребёнком на год (2 полугодия).
    III. Работа с родителями
    В программе представлены формы работы с родителями, как традиционные, так и новые (авторские), которые используют специалисты при сотрудничестве с родителями. (см. приложение).
    Одной из новых форм работы с родителями является «Календарь сотрудничества с родителями». Идея создания «Календаря сотрудничества» принадлежит учителю-дефектологу Скрынниковой И. Н. (см. приложение)
    Благодаря комплексному подходу и созданной целостной педагогической системе коррекционного обучения и воспитания детей с ЗПР, результатом реализации программы является положительная динамика развития детей и адаптации их в обществе.
    В связи с введением инклюзивного образования данная программа может быть полезна в работе: учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям коррекционных и массовых ДОУ, учителям начальных классов, родителям.

    Вложения:
    Вы должны войти для просмотра вложений.
  • #337

    GabuninaNW
    Участник

    Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности
    Клепикова Н.П., Жабунина Н.В., учителя начальных классов МКОУ «Поротниковская сош»
    В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность, в процессе которой ребёнок приобщается к достижениям человеческой культуры, усваивая знания и умения, накопленные предшествующими поколениями.
    Однако успешность той или иной деятельности напрямую связана с мотивацией. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включённый в деятельность учения. Проблема мотивации исследуется достаточно широко. Наблюдения за работой учителей показывают, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Формированию учебной мотивации на уроках способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. Так, при закреплении и проверке знаний на уроке русского языка используем игру “Иду в гости”. Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе.
    Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этого занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала:“Найди лишнее число в каждом ряду”,“Зачеркни его”,“Оставшиеся числа расставь в порядке возрастания” и т.д.
    Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, издание книжек.
    Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха. Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.
    Новые федеральные государственные образовательные стандарты помимо учебных занятий включают в себя и внеурочную деятельность. Она предполагает занятость учащихся по интересам во второй половине дня.
    Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно повышает активность и работоспособность детей, способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения.
    Так на кружке «Занимательная грамматика» большую ценность представляют загадки. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения.
    В процессе обучения на кружке « Интернешки» происходит развитие интеллектуальных способностей учащихся, их потребности к познанию. На занятиях кружка обучающиеся учатся решать конкретные информационные задачи определенного уровня сложности и применять полученные в процессе изучения информатики общие учебные умения и навыки.
    Благотворно на детей влияет музыка. На «Ритмике», «Фольклорном» обучающиеся пытаются представить какие–то образы, во время прослушивания музыки. Для творческого развития ценны сочинения. По началу “Однажды две подружки отправились в лес на прогулку”. А дальше фантазируй. Тут и встреча с Лесовиком, зайчиком, осенним листиком, летающей тарелкой…
    Формы организации занятий внеурочной деятельности разнообразны: логические игры, решение головоломок, тематические праздники, викторины, конкурсы и др.
    Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте, к совершению подростками правонарушений
    Основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное.

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.